28 Мая 2014
О защите прав в связи с аварийной ситуацией
Это означает, что услуга по содержанию общего имущества осуществлялась Исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ и др.) с недостатком, так как, в силу п. 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - постановление Правительства РФ № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества.
В случае возникновения такой ситуации потребителю необходимо уведомить Исполнителя о данном факте посредством сообщения в письменной форме или устно (в том числе по телефону) в аварийно-диспетчерскую службу Исполнителя, которое подлежит обязательной регистрации, с указанием номера и времени регистрации, сведений о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество). При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества содержания общего имущества дома, назначить дату и время проверки факта нарушения в присутствии представителей Исполнителя и ресурсоснабжающей организации. Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества, если с потребителем не согласовано иное время, 1 экземпляр акта о результатах проверки предъявляется потребителю. Акт, составляемый Исполнителем в 2 экземплярах и содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен, должен быть подписан не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу.
Потребитель вправе предъявить Исполнителю требования о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, а также иные требования, установленные законодательством о защите прав потребителем (ст.ст. 14, 29, 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Закон), п. 15, 16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491, и соответственно, разделом Х Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). Требования потребителя излагаются в претензионном заявлении, составляемом на имя Исполнителя в 2 экземплярах, которое вручается Исполнителю лично (с отметкой на экземпляре даты вручения) либо направляется Исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
На основании ст. 17 Закона, ч.1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении законных требований, потребитель может обратиться с исковым заявлением в суд для защиты своих прав с требованиями по обвязыванию Исполнителя удовлетворить требования потребителя (восстановить нарушенные права потребителя). В силу ст. 13 Закона, при удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с Исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Экземпляр претензионного заявления с отметкой о вручении в этом случае используется как доказательство предъявления потребителем требований Исполнителю, связанных с не обеспечением им надлежащих условий проживания.
Ведущий специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Барабинском районе Деева Е.В.